«Дум высокое стремленье»
Под словом «памятник» А.С.Пушкин имел в виду свое творчество, свои стихи. Искусство – вечно! Оно не умирает. Оно осталось в его стихах, оставленных после себя своим потомкам.
Первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину был сооружен, к сожалению, не в России, а в Италии. В 1837 году, после гибели поэта, страстная поклонница его таланта княгиня Зинаида Волконская велела установить памятную стелу у принадлежавшей ей виллы в центре Рима.
Лишь через 43 года (6 июня 1880 г.) в Москве на Тверском бульваре в присутствии детей и родственников А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие памятника великому поэту (скульптор – А.М. Опекушин). Памятник отмечен исторической конкретностью и поэтичностью образа. Честь возложения венка к подножью памятника выпала на долю русских писателей: А.С. Аксакова и И.С. Тургенева.
Чем больше проходило лет с момента гибели поэта, тем осознаннее вырисовывалось величие его дара – гения и провидца, давшего своим творчеством заряд чистой и светлой энергии развитию российской культуры, а через нее – культуры мировой.
Нет такого города в России, где не было бы памятника Пушкину. Есть он и в Челябинске.
13 сентября 1983 г. в день рождения города состоялось торжественное открытие нового памятника А.С. Пушкину. Открывали памятник – почетный гражданин города И.Е. Погорелец, народный артист РСФСР П.И. Кулешов, писатель А.А. Шмаков.
Авторы: скульпторы Лев Головницкий, Энрика Головницкая, архитектор Николай Семейкин.
Бюст отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура».
Высота памятника – 5 метров. Постамент выполнен из гранита.
Блок для пьедестала весил 3-4 тонны, его привезли из Екатеринбурга.
Открытие памятника стало большим событием в культурной жизни города и проходило в торжественной обстановке: читались стихи великого поэта, исполнялись музыкальные произведения на его стихи.
«Дум высокое стремленье» в облике поэта создается и внешним строением произведения. Энергичный поворот головы, руки поэта, взгляд, идущий из глубины души и устремленный в такую даль, какая подвластна только гению. Подчеркнутая юность в облике поэта символизирует неувядающую молодость его музы.
Широко раскрытые глаза Пушкина, тонкие руки, держащие гусиное перо, богатая пластическая разработка поверхности скульптуры – складки на галстуке, блузе, свисающей драпировке. Все это говорит о величии поэта-гения.
В общем строе памятника, в характере постамента и общего оформления есть родственность скульптурным творениям эпохи классицизма.
В изображении авторов памятник А.С. Пушкину – идеал поэтического вдохновения. Образ поэта представлен авторами в минуты высокого творческого горения.
Камерность окружающего пространства позволяет здесь проводить праздники, а также музыкальные концерты и поэтические выступления. Пушкинские чтения возле памятника стали традицией: в день рождения поэта (6 июня), в день его гибели (10 февраля) и в день Лицея (19 октября). В эти дни приходят к памятнику поэты и горожане, любящие творчество Пушкина и без всяких сценариев, от чистого сердца приносят цветы и читают или слушают стихи. Приходят все, кто ценит высокое и прекрасное, кто любит великого поэта России.
Памятник Пушкину в горсаду им. А.С. Пушкина, без сомнения, один из лучших в стране. Сегодня уже трудно представить себе Челябинск и городской сад без памятника А.С. Пушкину, который является гордостью и украшением города.